По-моему только ленивый сегодня не говорит о проблемах школы. Посмотрите, даже Греф критикует. Казалось бы где школа и где Греф. Но известному бизнесмену, нужны очки социального лидерства. Это политические баллы с высоким долгосрочным потенциалом повышения ликвидности. Школа производит ресурс гораздо более ликвидный чем все золото планеты. Но с течением лет его запасы не увеличиваются. Загадка достойная Грефа.
В начале этого учебного года я провел интересный эксперимент среди учеников девятых классов. Они, как всегда, достались мне от прежнего учителя информатики. Первой темой в девятом классе мы обычно изучаем теорию графов, первый урок по которой я традиционно начинаю с банальной задачи от трех домах и трех колодцах. Кстати сказать, к моему удивлению, на протяжении трех лет рассмотрения этой проблемы в девятых классах, я встретил лишь пару человек, которые вообще слышали о ней раньше. Хотя тема довольно популярная. ▪ ▪ ▪
На одном из последних совещаний в школе, где я работаю, директор посоветовал классным руководителям присутствовать на всех уроках английского языка в своих классах. Вызвано это тем, как объяснил руководитель, что администрация не может ничего поделать с откровенно наплевательским отношением преподавателей языка к исполнению своих обязанностей. Когда руководство школы посещает их занятия, все проходит замечательно. Но стоит только отвернуться, поток жалоб родителей возобновляется с новой силой.
При этом качество образования по предмету в нашей школе, на мой взгляд, бьет все мыслимые антирекорды. Я не говорю о том, что ученики буквально не могут связать двух слов на английском языке. Этого уже, кажется, от них никто не требует. Но ведь есть экзамены. И тут как раз недавно состоялось репетиционное тестирование одиннадцатиклассников. Лично меня результаты впечатлили. При максимальном первичном балле КИМ в тридцать шесть, трое испытуемых набрали три, пять и восемь баллов. Учитывая, что от результатов этого экзамена зависит реализация планов ребят на будущее, это действительно страшно. ▪ ▪ ▪
Учитель «советской закалки» в современной школе — все равно, что слон в посудной лавке. Со своим уставом в чужом монастыре. Он настолько оторван от реалий жизни современных детей, что каждое его слово, каждое действие, каждое решение, в высшей степени архаично, лишено логики и здравого смысла.
Представьте себе сцену. Девочка, ученица восьмого класса, в один, очень неудачный для нее день, пришла в школу с макияжем на лице. Он не был ярким, вызывающим или вульгарным. Наоборот, даже где-то симпатичным. Конечно, новый имидж вызвал у окружающих взрослых разные чувства — от удивления до легкого когнитивного диссонанса. Но, не смотря на это, девочка не хотела никого обидеть или шокировать, она не хотела выделиться или обратить на себя больше внимания чем ей обычно доставалось от одноклассников, не гналась за хайпом и никак особым образом себя не позиционировала. Просто, в один действительно прекрасный момент, она решила, что уже выросла, стала взрослой. И пора бы уже оставить этот детский образ маленькой школьницы в очках, с большим портфелем за спиной. Превратиться в девушку. ▪ ▪ ▪
В прошлом году я был в соседней школе по случаю проведения там олимпиады пользователей. После того как дети ушли выполнять задания, все сопровождающие — преимущественно учителя информатики — остались дожидаться окончания соревнований в актовом зале. В какой-то момент, набирающая обороты беседа затронула, как водится, самые основы мироздания обычного человека: «Как жить? И когда все это кончится?». Особенно мне тогда запомнился уже не молодой учитель с внешностью правильного мальчика, которую хорошо подчеркивали толстенные линзы в его очках и весьма упитанное телосложение. Отвечая на вопрос о том, почему же он, будучи крайне недовольным своей зарплатой, не предпримет каких-нибудь решительных действий для исправления ситуации, этот стареющий ботаник сказал: «Моя зарплата как учителя информатики за восемнадцать часов в неделю — семь тысяч рублей в месяц. Но получаю-то я на самом деле не семь тысяч, а пятнадцать. Как же я буду протестовать?». ▪ ▪ ▪
В конце прошлого года в сеть попали результаты всероссийского исследования компетенций школьных учителей. Слив сразу же выродился в скандал, потому что результаты тестов оказались совсем неприглядными. Как сообщали газеты и интернет-издания, половина учителей математики и информатики не справились с заданиями преподавательского ЕГЭ. Лично мне забавно было наблюдать потом за тем, как чиновники, и сама Васильева, в частности, пытались опровергнуть информацию, ссылаясь на то, что данные, якобы, только для внутреннего пользования и вообще вся процедура тестирования была в корне некорректной.
Но позвольте же! Пусть обнародованные цифры и предназначались только для узкого круга посвященных, это не меняет их смыслового наполнения. А именно: половина учителей математики и информатики в российских школах не знают тот предмет, который преподают. И корректность тестирования здесь совершенно не причем. ▪ ▪ ▪